Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Образование государственности Руси. Древняя Русь и Византия. Христианство Руси. Развитие городов

Купить за 600 руб.
Страниц
23
Размер файла
32.33 КБ
Просмотров
25
Покупок
0
Образование Древнерусского государства - длительный процесс. Большинство историков относит чало сложения государства к IX веку. В VI - VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской Восточно

Введение

Образование Древнерусского государства - длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI - VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно - Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке - верховья Дона, на севере - Нева и Ладожское озеро, юге - Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи - "Повести временных лет", написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, - древляне, к западу от них, по Западному Бугу, - волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу - радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи; на верховьях трех рек - Днепра, Западной Двины и Волги - жили кривичи, к юго-западу от них - дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обиталиильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. "Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим", - пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась "мир" (на юге) и "вервь" (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы1.

Более пяти столетий Русь находилась в тесных отношениях с Византией. Само становление древнерусского государства происходило при самых многообразных контактах и столкновениях с византийцами. Византия всегда привлекала русских купцов. Чтобы добиться от Византии более высокого дипломатического признания и льгот на торговлю, на Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Русские заключали с греками договоры и иногда помогали Византии войсками. Но если говорить о культурном взаимодействии и взаимовлиянии между Русью и Византией, то самым значительным результатом взаимоотношений между двумя государствами стало принятие Русью православия - одной из важнейших основ византийской культуры.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 - 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа -принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба - Сварог, бог Солнца - Дажбог, бог грома и молний - Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского", княгиня Ольга в 955 г. "пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели".

"Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: "Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?"

Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. "Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином" (Н.М. Карамзин).

Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников - Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.

Императоры не выполнили своего обязательства - отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера. "Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре". (Н.М. Карамзин).

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.

Принятие христианства на Руси в православной традиции - процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитиемнациональной русской культуры через византийскую и античную культуру.

Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.

Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.

Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права2.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: "Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю".

Начиная со второй трети XII в. Древняя Русь вступила в сложный период своей политической истории -- период феодальной раздробленности, который растянулся на несколько веков до XV в. и через который прошли все феодальные страны Европы и Азии. Старая Киевская Русь Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха прекратила существование под действием как внутренних, так и внешних обстоятельств. Но произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной.

К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Накануне ордынского нашествия на Русь (1237--1240 гг.) их было около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приблизилось к 250. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, и одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные княжеские разделы земель между Рюриковичами, их бесконечные междоусобные войны и новые переделы земель.

Однако не политические причины лежали в основе этого отделения. Если учесть, что процесс феодального раздробления некогда огромного государства характерен не только для Руси, а для всех стран Европы и Азии, то этот период следует рассматривать как закономерный этап в поступательном развитии феодального производства, обусловленный завершением генезиса феодальных отношений и вступлением феодализма в стадию зрелости. Этот период характеризуется развитием экономических и социально-политических институтов феодального землевладения и хозяйства, средневекового ремесла, феодального иммунитета и феодально-сословной иерархии, зависимости крестьян, основных элементов феодального государственного аппарата. Следовательно, причины перехода к феодальной раздробленности следует искать, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного, в возникновении боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса стала не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол. Другими причинами перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появилось несколько.

Феодальная раздробленность как новая форма государственно-политической организации, сменившая раннефеодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу как комплексу сравнительно небольших феодальных уделов, натурально-хозяйственная основа которых обусловливала их экономическую самостоятельность и государственно-политический сепаратизм в рамках местных земельных союзов - государств-княжеств и феодальных республик. Эти государственные образования не случайно сложились преимущественно в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и веками складывавшимися местными культурными традициями.

Суммируя причины феодальной раздробленности Киевской Руси, их можно было бы сформулировать следующим образом:

- расширение феодального землевладения;

- рост экономического могущества местных феодалов;

- слабость и нерегулярность торговых связей;

- политический сепаратизм местных князей;

- необходимость для феодалов оперативного подавления народных выступлений;

- ослабление роли Киева после набегов кочевников, рост и усиление других городов.

Феодальная раздробленность была естественным, новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства, надежно защищавшего интересы господствующего класса феодалов, разделенного территориально и политически перегородками государств-княжеств. Вместе с тем утрата государственного единства Руси, сопровождавшаяся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляла и разъединяла ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии, и, прежде всего, степных кочевников.

Утверждение удельного порядка, отсутствие идеи единой русской земли, общего национального дела, земельное и политическое дробление, державное одичание и варваризация Древней Руси являются внутренними обстоятельствами политической трансформации Древнерусского государства.

Что касается внешних обстоятельств, то это колонизационный натиск на Русь буквально по всем сторонам горизонта. На юге половцы занимают Северное Причерноморье, Византия -- часть Крыма; на западе венгры захватывают карпатскую Русь; Полоцкая земля оказывается вассалитетом Литвы; провал Крестовых походов намечает новую, северо-восточную линию экспансии европейского (немцы, датчане, шведы) рыцарства; Юго-Западная Русь (Украина) с середины XIV в. попадает под власть Польши и Литвы; Молдавия оккупируется монголами, затем венграми; с востока на Русь вторгаются монголы. Печальные следствия этого -- утрата позиций Руси в зонах Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа, Прибалтики, Галиции, Поволжья, Средней Азии.

Освобождение земель от киевской великокняжеской власти вследствие утверждения удельного порядка владения повлекло бесконечный непрерывный упадок Древней Руси. Значение центральной власти в России колоссально. И это хорошо иллюстрирует обстановка того периода: разрушение политического единства державы, феодализация, членение на уделы привнесли разобщение сил страны, распыление потенциала народа, потворствовали утверждению иноземного ига.

Вместе с тем политическая трансформация Древней Руси никогда не означала ее полного распада. Сохранились центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. На это обстоятельство исчерпывающе указывает тот факт, сто при всем дроблении на отдельные самостоятельные земли и недостатке политического средоточия, Русь того времени все-таки представляет важные и разнообразные условия, которые связывали ее части в одно целое и до некоторой степени налагали на них печать национального единства.

Степень единения Русской земли в период феодальной раздробленности была более или менее действенна для защиты Руси от соседних народов, но она оказалась далеко недостаточной, когда с Востока, из Азии, надвинулись новые полчища врагов. Ослабление, а затем и крушение единства снизило способность этноса эффективно противостоять внешней опасности. После трансформации Древнерусского государства в своеобразную федерацию княжеств, именуемую феодальной раздробленностью, для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными -- от сильной княжеской власти до республиканского строя. В конечном счете из 250 княжеств в русских землях в период феодальной раздробленности выделилось три политических центра:

1. Владимиро-Суздальское княжество;

2. Галицко-Волынское княжество;

3. Новгородская феодальная республика3.

Оглавление

- Образование государственности на Руси. Древняя Русь и Византия. Христианство на Руси. Развитие городов Ремесло, торговля. Древнерусская культура. Политическая раздробленность Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская Республика, Юго-Западная. Русь политический строй, общественная жизнь, культура

- Традиционные общества Востока XVI-XVIII bb. Мир империй Турция, Китай. Государство и общество. Колониальная экспансия европейцев

- Мир во второй половине XX в. Раскол мира на западный и восточный блоки. Страны Западной Европы и США. Модели социализма советская, восточноевропейская, азиатская. Крушение колониальной системы. События 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы. Изменение геополитической ситуации в мире

- Мир во второй половине XX в. Раскол мира на западный и восточный блоки. Страны Западной Европы и США. Модели социализма советская, восточноевропейская, азиатская. Крушение колониальной системы. События 1989-1991 гг. в странах Восточной Европы. Изменение геополитической ситуации в мире

- Список литературы 25

Список литературы

1. Дмитриева Н.А. Краткая история. Вып. 1. - М.: Высшая школа, 2009.

2. Зеньковский В.В. История: В 2 т. Т. 1. - С-Пб.: Питер 2009.

3. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире // Новый мир. 1991. № 1. С. 3-9.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 1. - М.: Дело, 1993.

5. Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси: Исследования и заметки. - М.: Высшая школа, 1984.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
23
Размер файла
32.33 КБ
Просмотров
251
Покупок
0
Образование государственности Руси. Древняя Русь и Византия. Христианство Руси. Развитие городов
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Страниц
31
Просмотров
485
Покупок
0
350 руб.
Страниц
16
Просмотров
397
Покупок
0
250 руб.
Страниц
20
Просмотров
399
Покупок
0
250 руб.
Страниц
12
Просмотров
107
Покупок
0
250 руб.
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!